Одним из трендов развития сферы детского отдыха в последние несколько лет стала инклюзия. Если обратиться к словарям, то «инклюзия» (в переводе с латинского includo означает «включаю») – это включение кого-то или чего-то в общественный процесс. В 2011 году в нашей стране была запущена государственная программа «Доступная среда». Её цель – облегчить жизнь людей с инвалидностью и маломобильных граждан, предоставить им возможность максимально интегрироваться в общество. Инклюзивное образование для детей и молодёжи – это уже реалии сегодняшнего дня.
По статистике, 4,5 % от общего числа детей — это дети с особыми возможностями здоровья. Из них дети с инвалидностью — 725 тыс. человек. Количество обучающихся с ОВЗ — более 1,15 миллиона человек. Министерство здравоохранения РФ фиксирует, что 16 % российских детей страдают хроническими заболеваниями. Признано детьми-инвалидами — 1,8 % детей до 18 лет.
Следом за школой изменения приходят и в сферу детского отдыха. В детских оздоровительных лагерях (далее – ДОЛ) Россиипроводятся инклюзивные смены. Государство поддерживает проекты по созданию доступной среды в ДОЛ. В 2022 году во Всероссийском конкурсе «Лучшая инклюзивная школа» появилась специальная номинация «Лучший инклюзивный лагерь». Депутаты Государственной Думы обсуждают законопроект об обязательной квоте путёвок для детей с ОВЗ.
Всероссийский детский центр «Алые паруса» (г. Евпатория, Республика Крым) начал свою деятельность как детский лагерь для детей с ОВЗ летом 2022 года.
Вопрос 1. Насколько нужны инклюзивные смены?
Если на государственном уровне поднимается вопрос о местах отдыха для таких детей, то, значит, запрос есть уже не только у родителей, но и сформулирован как социальный и общественный заказ. Елена Островская, руководитель благотворительного фонда «Отзовись», отмечает, что участие подопечных её фонда в инклюзивных сменах даёт такие результаты: «Во-первых, среда детского лагеря становится для каждого ребёнка максимально доступной; во-вторых, у детей расширяется круг общения и социальных контактов, успешнее происходит формирование общечеловеческих отношений, формируется эмпатия (понимание внутреннего мира другого человека и умение сопереживать) и толерантность (терпимость к иному мировоззрению, привычкам, поведению); в-третьих, это позволяет каждому ребёнку побывать в состоянии автономии от привычного окружения (семьи, медицинских работников) и при поддержке взрослых из ДОЛ максимально интегрироваться в социальную группу сверстников».
Если на государственном уровне поднимается вопрос о местах отдыха для таких детей, то, значит, запрос есть уже не только у родителей, но и сформулирован как социальный и общественный заказ. Елена Островская, руководитель благотворительного фонда «Отзовись», отмечает, что участие подопечных её фонда в инклюзивных сменах даёт такие результаты: «Во-первых, среда детского лагеря становится для каждого ребёнка максимально доступной; во-вторых, у детей расширяется круг общения и социальных контактов, успешнее происходит формирование общечеловеческих отношений, формируется эмпатия (понимание внутреннего мира другого человека и умение сопереживать) и толерантность (терпимость к иному мировоззрению, привычкам, поведению); в-третьих, это позволяет каждому ребёнку побывать в состоянии автономии от привычного окружения (семьи, медицинских работников) и при поддержке взрослых из ДОЛ максимально интегрироваться в социальную группу сверстников».
Опрос участников инклюзивной смены для детей с сахарным диабетом I типа показал, что 90 % участников приехали бы ещё раз на подобную смену.
Арина Ц., 13 лет: «Так много друзей у меня никогда не было. В городе я тоже много общаюсь, но обычно сижу дома, мне скучно. А тут мы постоянно куда-то ходим, на разные мероприятия, вот ставим разные классные танцы». Отзыв мамы ребёнка с сахарным диабетом I типа: «Наши "сладкие" детки раньше были
лишены возможности отдыхать в лагерях наравне со своими сверстниками. Но мечты сбываются! И мой ребёнок побывал в лагере. Это так важно — быть такими, как все, особенно в переходном возрасте. С момента заболевания мы с дочерью не расставались ни на минуту. Поездка в лагерь дала возможность ребёнку почувствовать личную ответственность за свою жизнь и здоровье, а мне, маме, осознать, что моя девочка растёт, взрослеет и не должна жить всё время под моим контролем».
лишены возможности отдыхать в лагерях наравне со своими сверстниками. Но мечты сбываются! И мой ребёнок побывал в лагере. Это так важно — быть такими, как все, особенно в переходном возрасте. С момента заболевания мы с дочерью не расставались ни на минуту. Поездка в лагерь дала возможность ребёнку почувствовать личную ответственность за свою жизнь и здоровье, а мне, маме, осознать, что моя девочка растёт, взрослеет и не должна жить всё время под моим контролем».
Ксения Омельченко, руководитель лагеря «FOX CAMP УРАЛ»: «Творческая активность, спорт, игры на свежем воздухе, возможность пробовать для себя новые роли и открывать в себе новые способности – вот что даёт ребёнку посещение детского лагеря. Особенно, на наш взгляд, это касается детей с диабетом I типа. Ребята с тяжёлым хроническим заболеванием находятся под неусыпным контролем
родителей, которые заняты не только “добыванием мамонта” и устройством быта между посещениями МФЦ и родительских чатов, но и обеспечивают постоянную поддерживающую терапию своим детям. Это тяжёлый труд. К обычным подростковым проблемам тут примешиваются дополнительные страхи, отчуждённость, неприятие реальности и многое другое. В этом случае активности в детском лагере помогают достучаться сквозь этот панцирь до ребят, показать им преимущества реальной жизни над виртуальной».
родителей, которые заняты не только “добыванием мамонта” и устройством быта между посещениями МФЦ и родительских чатов, но и обеспечивают постоянную поддерживающую терапию своим детям. Это тяжёлый труд. К обычным подростковым проблемам тут примешиваются дополнительные страхи, отчуждённость, неприятие реальности и многое другое. В этом случае активности в детском лагере помогают достучаться сквозь этот панцирь до ребят, показать им преимущества реальной жизни над виртуальной».
Вопрос 2. А лагеря готовы проводить инклюзивные смены?
Если посмотреть на деятельность детских лагерей нашей страны, то можно с уверенностью сказать, что сегодня значительное количество ДОЛ в той или иной форме занимаются инклюзивным детским отдыхом. География успешно реализующихся инклюзивных программ в детских лагерях велика. Это и федеральные центры: ВДЦ «Алые паруса» и МДЦ «Артек» (Республика Крым), ВДЦ «Смена» и ВДЦ «Орлёнок» (Краснодарский край), ВДЦ «Океан» (Приморский край). Это и организации отдыха и оздоровления детей различной формы собственности в разных регионах. Представляем неполный список организаций детского отдыха, реализующих инклюзивные смены в разных субъектах нашей страны:
Волгоградская область: МУ «Городской оздоровительный центр для детей и молодёжи “Орлёнок”»;
Иркутская область: частное общеобразовательное учреждение «Образовательный комплекс “Точка будущего”»;
Краснодарский край: ГАУ Краснодарского края «Апшеронский детский оздоровительный лагерь»;
Курганская область: ГАУ Курганской области «Содействие детскому отдыху»;
Нижегородская область: ГБОУ «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями города Дзержинска»;
Новосибирская область: МКУ ДО «Городской ресурсный центр по организации отдыха и оздоровления детей “Формула успеха”», детский санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия «Тимуровец»;
Оренбургская область: ГАУ «Образовательно-оздоровительный центр “Солнечная страна”», региональный молодёжный центр «Авангард» ГАУ «Региональное агентство молодёжных программ и проектов»;
Республика Крым: МУП «Евпатория-Крым-Курорт» ГО Евпатория, детский оздоровительный лагерь «GAGARIN», ГБУ Республики Крым «Санаторий для детей с родителями “Чайка” им. Гелиловичей»;
Республика Северная Осетия-Алания: республиканский детский реабилитационный центр «Тамиск»;
Республика Татарстан: ГБУ Республиканский центр по организации оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков «Лето», детский оздоровительный лагерь «Чайка – Мирас (Наследие)», МБУ «Молодёжный оздоровительный центр имени А. Д. Губина»;
Ростовская область: ООО «Центр Мир», детский санаторный оздоровительный лагерь «Мир»;
Саратовская область: ГАОУ «Центр образования “Родник знаний”», филиал «Детский оздоровительно-образовательный лагерь им. В. Дубинина», ГАУ Саратовской области «Социально-оздоровительный центр “Лазурный”»;
Свердловская область: ГБУ «Детский оздоровительный центр “Юность Урала”»;
Тамбовская область: Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «Центр социальной помощи “Жемчужина леса”»;
Тюменская область: АНО «Областной детский оздоровительно-образовательный центр “Ребячья республика”», автономное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями “Родник”»;
Удмуртская Республика: загородный оздоровительный комплекс «Лесная сказка»;
Ульяновская область: детский оздоровительный лагерь областного государственного автономного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр “Сосновый бор”»;
Ульяновская область: детский санаторно-оздоровительный лагерь «Итиль»;
Челябинская область: частное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный комплекс» (ДООЦ «Горное ущелье» и ДООЦ «Уральские зори»).
Если посмотреть на деятельность детских лагерей нашей страны, то можно с уверенностью сказать, что сегодня значительное количество ДОЛ в той или иной форме занимаются инклюзивным детским отдыхом. География успешно реализующихся инклюзивных программ в детских лагерях велика. Это и федеральные центры: ВДЦ «Алые паруса» и МДЦ «Артек» (Республика Крым), ВДЦ «Смена» и ВДЦ «Орлёнок» (Краснодарский край), ВДЦ «Океан» (Приморский край). Это и организации отдыха и оздоровления детей различной формы собственности в разных регионах. Представляем неполный список организаций детского отдыха, реализующих инклюзивные смены в разных субъектах нашей страны:
Волгоградская область: МУ «Городской оздоровительный центр для детей и молодёжи “Орлёнок”»;
Иркутская область: частное общеобразовательное учреждение «Образовательный комплекс “Точка будущего”»;
Краснодарский край: ГАУ Краснодарского края «Апшеронский детский оздоровительный лагерь»;
Курганская область: ГАУ Курганской области «Содействие детскому отдыху»;
Нижегородская область: ГБОУ «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями города Дзержинска»;
Новосибирская область: МКУ ДО «Городской ресурсный центр по организации отдыха и оздоровления детей “Формула успеха”», детский санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия «Тимуровец»;
Оренбургская область: ГАУ «Образовательно-оздоровительный центр “Солнечная страна”», региональный молодёжный центр «Авангард» ГАУ «Региональное агентство молодёжных программ и проектов»;
Республика Крым: МУП «Евпатория-Крым-Курорт» ГО Евпатория, детский оздоровительный лагерь «GAGARIN», ГБУ Республики Крым «Санаторий для детей с родителями “Чайка” им. Гелиловичей»;
Республика Северная Осетия-Алания: республиканский детский реабилитационный центр «Тамиск»;
Республика Татарстан: ГБУ Республиканский центр по организации оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков «Лето», детский оздоровительный лагерь «Чайка – Мирас (Наследие)», МБУ «Молодёжный оздоровительный центр имени А. Д. Губина»;
Ростовская область: ООО «Центр Мир», детский санаторный оздоровительный лагерь «Мир»;
Саратовская область: ГАОУ «Центр образования “Родник знаний”», филиал «Детский оздоровительно-образовательный лагерь им. В. Дубинина», ГАУ Саратовской области «Социально-оздоровительный центр “Лазурный”»;
Свердловская область: ГБУ «Детский оздоровительный центр “Юность Урала”»;
Тамбовская область: Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «Центр социальной помощи “Жемчужина леса”»;
Тюменская область: АНО «Областной детский оздоровительно-образовательный центр “Ребячья республика”», автономное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями “Родник”»;
Удмуртская Республика: загородный оздоровительный комплекс «Лесная сказка»;
Ульяновская область: детский оздоровительный лагерь областного государственного автономного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр “Сосновый бор”»;
Ульяновская область: детский санаторно-оздоровительный лагерь «Итиль»;
Челябинская область: частное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный комплекс» (ДООЦ «Горное ущелье» и ДООЦ «Уральские зори»).
Слово – специалистам:
Александр Джеус, директор ВДЦ «Орлёнок»: «Практически каждая смена в “Орлёнке” является инклюзивной, поскольку всегда несколько детей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью – это порядка 0,6 % от общего количества участников. Мы формируем открытую среду, которая обеспечивает доступность образовательных ресурсов “Орлёнка” для всех ребят, разрабатываем адаптированные программы для детей с ОВЗ, ведём подготовку педагогов с учётом практик инклюзивного образования во временных детских объединениях».
Любовь Харьковская, педагог-психолог ДСОЛ «Мир»: «На инклюзивных сменах, когда отдых организован по программе “Мать и дитя”, нам, специалистам лагеря “Мир”, важна включённость каждого участника в реализацию программы. На протяжении трёх недель происходит личностный рост не только ребёнка, но родителя, который начинает верить в себя, свои силы, а главное, в ребёнка. Многие родители отмечали, что благодаря инклюзивной программе в детском лагере они смогли увидеть то, что раньше не замечали у своего ребёнка: его способности, его желания и неограниченные возможности».
Александр Джеус, директор ВДЦ «Орлёнок»: «Практически каждая смена в “Орлёнке” является инклюзивной, поскольку всегда несколько детей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью – это порядка 0,6 % от общего количества участников. Мы формируем открытую среду, которая обеспечивает доступность образовательных ресурсов “Орлёнка” для всех ребят, разрабатываем адаптированные программы для детей с ОВЗ, ведём подготовку педагогов с учётом практик инклюзивного образования во временных детских объединениях».
Любовь Харьковская, педагог-психолог ДСОЛ «Мир»: «На инклюзивных сменах, когда отдых организован по программе “Мать и дитя”, нам, специалистам лагеря “Мир”, важна включённость каждого участника в реализацию программы. На протяжении трёх недель происходит личностный рост не только ребёнка, но родителя, который начинает верить в себя, свои силы, а главное, в ребёнка. Многие родители отмечали, что благодаря инклюзивной программе в детском лагере они смогли увидеть то, что раньше не замечали у своего ребёнка: его способности, его желания и неограниченные возможности».
Вопрос 3. Что надо сделать родителям ребёнка с ОВЗ, чтобы попасть на инклюзивную смену?
Несомненно, в первую очередь найти ту организацию, которая подходит для вас и вашего ребёнка. Выбрать, какой лагерь вам необходим: стационарный с круглосуточным пребыванием или лагерь дневного пребывания. Определиться, сможет ли ваш ребёнок отдыхать без вас. Тогда поиск расширяется. Если вам необходим отдых по программе «Мать и дитя», то есть вашему ребёнку необходимо сопровождение именно родителя, то важно обращать внимание именно на такие смены и лагеря.
1. Найти в своём регионе уполномоченный орган, который курирует деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления. В вашем регионе это может быть министерство социального развития, министерство образования или молодёжной политики. Именно здесь можно получить информацию о лагерях, реализующих инклюзивные смены в вашей области.
2. Выбрать организацию для отдыха вашего ребёнка. И уточнить, принимают ребёнка самостоятельно или в сопровождении взрослого, как финансируется инклюзивная смена. За чей счёт? Варианты:
❖ за счёт средств бюджета (муниципалитета/областного);
❖ обязательного медицинского страхования (ОМС);
❖ средства благотворительного фонда или гранта;
❖ за счёт родителей.
3. Проверить качество инклюзивных услуг детского лагеря.
4. Посоветоваться с врачом и собрать необходимые медицинские документы.
5. Подготовить ребёнка к организованному отдыху в детской среде, чтобы потом это не было для него неожиданностью и не стало психологической травмой.
Несомненно, в первую очередь найти ту организацию, которая подходит для вас и вашего ребёнка. Выбрать, какой лагерь вам необходим: стационарный с круглосуточным пребыванием или лагерь дневного пребывания. Определиться, сможет ли ваш ребёнок отдыхать без вас. Тогда поиск расширяется. Если вам необходим отдых по программе «Мать и дитя», то есть вашему ребёнку необходимо сопровождение именно родителя, то важно обращать внимание именно на такие смены и лагеря.
1. Найти в своём регионе уполномоченный орган, который курирует деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления. В вашем регионе это может быть министерство социального развития, министерство образования или молодёжной политики. Именно здесь можно получить информацию о лагерях, реализующих инклюзивные смены в вашей области.
2. Выбрать организацию для отдыха вашего ребёнка. И уточнить, принимают ребёнка самостоятельно или в сопровождении взрослого, как финансируется инклюзивная смена. За чей счёт? Варианты:
❖ за счёт средств бюджета (муниципалитета/областного);
❖ обязательного медицинского страхования (ОМС);
❖ средства благотворительного фонда или гранта;
❖ за счёт родителей.
3. Проверить качество инклюзивных услуг детского лагеря.
4. Посоветоваться с врачом и собрать необходимые медицинские документы.
5. Подготовить ребёнка к организованному отдыху в детской среде, чтобы потом это не было для него неожиданностью и не стало психологической травмой.
Вопрос 4. Как проверить, что лагерь сможет качественно провести инклюзивную программу детского отдыха?
Доверяй, но проверяй. Такого принципа надо придерживаться обязательно при решении отправить ребёнка в детский лагерь. Итак, чеклист проверки родителями лагеря, предлагающего инклюзивную программу отдыха.
❖Детский лагерь должен быть в реестре организаторов отдыха. Такие реестры существуют в каждом субъекте России, и их можно найти на сайте областного министерства образования или министерства социального развития.
❖На сайте лагеря должен быть размещён «Паспорт доступности». В нём показано, дети с какими нозологиями могут отдыхать в этом ДОЛ.
❖Спросите у организаторов, какое оснащение и медицинское сопровождение программы предусмотрено.
❖Выясните, как организовано питание и есть ли возможность адаптации питания ребёнку под индивидуальный запрос в соответствии с медицинскими показаниями (аллергия и др.).
❖Поинтересуйтесь, какие документы есть у организатора для этой смены (специальный договор с родителями, приказы и локальные акты, программа). Есть ли протокол реагирования на нештатные ситуации.
❖Задайте несколько вопросов по кадрам. Есть ли в штате тьюторы, медики, дополнительные сопровождающие? Обучались ли педагоги на специальных курсах? Как готовят персонал перед инклюзивной сменой?
Если инклюзивная программа проводится не в первый раз, то у такого лагеря обязательно это будет отражено или на сайте, или в официальной группе. А если в лагере такая работа проводится успешно и много лет, то вы без труда найдёте дипломы за победы в профильных конкурсах, видеоролики, отзывы детей и родителей.
Доверяй, но проверяй. Такого принципа надо придерживаться обязательно при решении отправить ребёнка в детский лагерь. Итак, чеклист проверки родителями лагеря, предлагающего инклюзивную программу отдыха.
❖Детский лагерь должен быть в реестре организаторов отдыха. Такие реестры существуют в каждом субъекте России, и их можно найти на сайте областного министерства образования или министерства социального развития.
❖На сайте лагеря должен быть размещён «Паспорт доступности». В нём показано, дети с какими нозологиями могут отдыхать в этом ДОЛ.
❖Спросите у организаторов, какое оснащение и медицинское сопровождение программы предусмотрено.
❖Выясните, как организовано питание и есть ли возможность адаптации питания ребёнку под индивидуальный запрос в соответствии с медицинскими показаниями (аллергия и др.).
❖Поинтересуйтесь, какие документы есть у организатора для этой смены (специальный договор с родителями, приказы и локальные акты, программа). Есть ли протокол реагирования на нештатные ситуации.
❖Задайте несколько вопросов по кадрам. Есть ли в штате тьюторы, медики, дополнительные сопровождающие? Обучались ли педагоги на специальных курсах? Как готовят персонал перед инклюзивной сменой?
Если инклюзивная программа проводится не в первый раз, то у такого лагеря обязательно это будет отражено или на сайте, или в официальной группе. А если в лагере такая работа проводится успешно и много лет, то вы без труда найдёте дипломы за победы в профильных конкурсах, видеоролики, отзывы детей и родителей.
Татьяна Николаевна КОСОГОЛОВА, директор ООО «Центр Мир», Детского санаторного оздоровительного лагеря «Мир», почётный работник общего образования РФ, Ростовская область