Больше всего на свете дети любят двигаться. Количество прыгучей энергии в них радует друзей, восхищает родителей и порой удручает педагогов. Именно такие ребята могут бесконечно разучивать современные движения, интересоваться танцами с невыговариваемыми названиями, а потом записывать модные рилсы даже на коротких переменах между уроками. Помимо этого танцевальные шоу на телевидении ещё больше популяризировали культуру современной хореографии среди молодёжи, ведь почти каждый хочет быть в танцах. Потому в летний период танцевальный профиль — одно из востребованных направлений детского отдыха. Как же выбрать лагерь? Что понадобится ребёнку на такой смене? И к чему быть готовым родителям?
Название профиля уже говорит о том, что танцев на смене много. Каждый день дети будут заниматься различными танцевальными стилями — от хип-хопа и джаза до балета и контемпорари (Contemporary dance). Но прежде чем готовая композиция будет представлена на сцене как танцевальный спектакль, отчётный концерт, или хореографический фестиваль, детей ждут тренировки, растяжки и разминки. Всё это требует хорошей физической формы и готовности ребёнка к порой скучным и длительным репетициям. Здесь важно заранее обговорить с организаторами смены, какого уровня подготовка ребёнку необходима.
К примеру, в казанском лагере «Дети в движении» практикуют проведение смен общего и профессионального профилей. Первый вариант подходит для тех, кто спит и видит себя выходящим на сцену в свете софитов в команде ярких и энергичных танцоров. Поэтому программа рассчитана сразу для нескольких возрастных групп 7–17 лет с разной подготовкой — от начинающих до опытных танцоров. В течение всего дня дети отдыхают все вместе и только до обеда разделяются в учебные группы по 15 человек. В этом составе у них проходят тренировки, репетиции, занятия по акробатике, пластике, ритмике, растяжке, общефизической подготовке (ОФП) и мастер-классы с приглашёнными педагогами. Именно здесь дети могут реализовать весь свой запас энергии движения. Все занятия направлены на знакомство с разными стилями танцев, создание своей хореографии и развитие таланта танцовщика. В целом любые мероприятия на смене — это изучение и проба разных подходов в хореографии, развитие пластичности, чувства ритма, умения взаимодействовать в паре и в команде. В конце смены ребёнок участвует в общем хореографическом спектакле, а главное, может понять для себя, заниматься ли ему дальше и какое направление танца выбрать.
Второй, профессиональный, профиль подойдёт для детей с опытом в танцах, как правило, на такой смене будет меньше детей, более звёздные гости и больше занятий. Здесь главная задача не просто знакомство с танцевальной культурой, а тренировка профессиональных навыков по типу мини-тренинга, который может длиться от 7 до 18 дней. У родителей таких участников смены уже есть знания о подготовке своего юного танцора, они давно привыкли к длительным репетициям, сборам на выступления, покупкам балеток и костюмов. Поэтому вовлечённость детей не вызывает так много тревоги. Конечно, в программе есть и развлекательные мероприятия, игры, дискотеки, традиционные «отрядные свечки». Но образовательная составляющая более насыщенная. И так как танцовщики на смене уже с подготовкой, знакомы с хореографией, имеют индивидуальный запас базовых движений, который позволяет импровизировать, для них проводят и мастер-классы по современным танцам: контемпорари, хип-хоп, брейк-данс, R’n’B, Vouge, джаз-модерн, дэнсхолл, вакинг — это обширная категория, охватывающая множество стилей и направлений, которые развивались с середины XX века. Эти стили сочетают в себе элементы классического и современного танца, акцентируя внимание на эмоциональной выразительности, на элементах импровизации и ритмичности. Многие из них зародились на улицах разных стран мира в основном молодёжными движениями, и поэтому участникам смены эти направления особенно интересны. Они часто отражают культурные изменения, социальные движения и новые художественные идеи молодёжи.
Какого бы уровня нагрузки ни была смена, благодаря знакомству с хореографией дети любого возраста приобретают красивую осанку, координацию движений, гибкость и выносливость. Танцы требуют запоминания движений и ритмов, что способствует развитию памяти и концентрации, а это влияет и на успехи в школе.
Танцы в группах помогают детям развивать навыки общения, учиться работать в команде и заводить новых друзей. А выступления на сцене помогают понять и выразить свои чувства, что может быть особенно важно в период эмоционального роста. А ещё развивают творческое мышление и дарят уверенность в себе. В целом, танцы — это не только физическая активность, но и комплексное развитие личности ребёнка!
Екатерина Александровна БЕЛОВА,руководитель профильной программы «Рок смена», г. Казань