Лагерь.ru - журнал для родителей

А вы ищете смысл в том, чем заняты летом дети?

2024-12-04 09:48 родители - лагерь
Неожиданно для себя нашла аналогии и подтверждение своих догадок по поводу работы лагерей отдыха и оздоровления в проведённом недавно Союзом писателей России исследовании современных детских книг, доступных в продаже.

Наверное, это самое масштабное исследование за последние 50 лет, так как оно затронуло 186 издательств и в его рамках был проведён анализ 930 книг, изданных в нашем веке. Авторы исследования пришли к выводу, что 60 % продаваемых детских книг формируют «негативные установки в сознании детей».

К сути исследования вернёмся чуть позже.

Давно уже говорю о том, что сложился перекос между созидательно-воспитательными программами деятельности в детских лагерях и массово-развлекательными, которые легко продаются. Требования
покупателя путёвки к лагерю обширны: от лагеря ожидают, что он должен уметь продвигать себя, иметь красивый сайт и свои странички в соцсетях, обладать огромным количеством положительных отзывов и сильным маркетинговым отделом для анализа рынка, чтобы создать интересный каникулярный формат отдыха. И только в последнюю очередь, впечатление, родитель интересуется, а умеешь ли ты работать с детьми? А какие смыслы будут вкладываться в головы наших детей за время смены?

При этом общеизвестный факт: детский лагерь не только развлекает ребёнка, но и обучает и воспитывает. Да-да, воспитательную функцию детских здравниц никто не отменял. Хотя в последнее время считается нормой спрятать её подальше. Но это ведёт только к тому, что по социальному статусу вожатый, вместо того чтобы быть педагогом и наставником, смещается в работе куда-то ближе к аниматору. И чадоцентристски ориентированные родители охотнее выбирают аниматорские форматы отдыха, потому что главное же, чтобы ребёнок «отдохнул». Никто не ищет такой лагерь, где детям будут помогать находить ответы на этические вопросы из ряда «что такое хорошо?» и «что такое плохо?». Ну и при анализе Яндекс-метрики я не встречала запросов «детский лагерь, который помогает выстраивать нашим детям позитивное и созидательное будущее». Достаточно близкие друзья пожимают плечами в ответ на вопрос: «А как вы-то умудрились туда попасть? Вы же сами педагоги. Неужели не видите, что эта программа не полезна ребёнку?» — «А что поделаешь, ребёнок выбрал, ему нравится». Ну конечно, если завернуть мероприятие в ставшую уже всем привычной за последние 30 лет голливудскую обёртку, то ничего другого подросток и не выберет.

Надо отдать должное нашим детским лагерям, особенно программным: они большие энтузиасты. При этом давно уже создают потрясающие воспитательные проекты на мировом уровне. Но ситуация такова, что продавать им приходится то, на что больше спрос. Теперь вернёмся к исследованию детской литературы. Результат настолько шокирующий, что невольно будешь рад тому, что современные дети
читают мало.

Анализ показал, что в детской литературе сегодня выстроена целая система смыслов, которая следует пяти деструктивным направлениям. Основная тема в детской книге — это предательство, прежде всего друг друга. Это подаётся как инструмент достижения своих целей. Конечно же, это так не называется, но нужно пройти по головам, чтобы стать победителем.

Вторая тема: человек — это животное, человекоподобный зверь. Все книги наводнены человеколюдьми. Они одеваются, как люди, ходят, как люди, но это не люди.

Третья — изменение социальных ролей. Мальчику не нужно быть смелым, не нужно защищать, не нужно быть героем, а нужно как-то устраиваться, прятаться, под что-то мимикрировать. Девочкам же не нужна семья, нужно просто быть самой собой.

Четвёртая тема — внушение отклонения как новой нормы свободы и отсутствие любых ориентиров, которые как будто бы и не нужны в постоянно меняющемся мире.

Пятая — это безразличие к будущему, о котором не стоит и думать.

А если провести такое глобальное исследование программ детских лагерей? Просто любопытно, какой диапазон смыслов сейчас есть на рынке?
Анна Юрьевна БАЙКАЛОВА, исполнительный директор содружества лагерей «Синяя птица», директор компании «B2CAMP», г. Новосибирск