Отправка ребёнка в лагерь - часто непростое решение для родителей. Не все дети готовы с радостью покинуть домашний очаг даже на непродолжительное время. Привыкнуть к жизни в детском лагере, как, впрочем, и любому другому изменению в жизни, ребёнку бывает очень трудно, ведь рядом не оказывается родителей, готовых в любую секунду прийти на помощь. Хорошо, если ребёнок легко вольётся в детский
коллектив. А что делать, если нет? Родителей часто одолевают такие страхи. Подчас им самим трудно отделить от себя ребёнка. Но данное испытание важно для обоих: родителям надо приучить себя больше доверять своему ребёнку и позволять приобретать собственный опыт отношений, а ребёнку стать более самостоятельным и успешным в общении. Принимая решение об отправке ребёнка в детский лагерь, родители должны понимать, что лагерь является частью той общей социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальном, физическом и социальном развитии. Кроме
того, лагерь может выступить и средой компенсации дефицитов развития ребёнка, особенно коммуникативных и социальных. Поэтому родителям стоит заранее начать подготовку ребёнка к переменам в его жизни, это позволит не только избежать возможных проблем, но и не столкнуться со многими из них в будущем.
Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский лагерь, несомненно, является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация к новой среде и её требованиям включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в том или ином лагере.
Чтобы оценить готовность ребёнка к переменам и интеграции в новую социальную группу, посоветуйтесь с психологом и пройдите с ребёнком диагностику для оценки социального риска. Если у вас домашний ребёнок, который не очень хорошо контактирует с детьми, чувствительный и тревожный, то стоит пройти у психолога специальный курс развивающих занятий. Специалист-психолог научит его устанавливать эмоциональный контакт с другими детьми и взрослыми, не бояться социальных отношений, разрешать конфликтные ситуации. Возможно, ваша персональная консультация со специалистом поможет вам стать более уверенным в отношении ребёнка и избавит вас от сомнений и тревог.
Очень важно создать у ребёнка положительный настрой на детский лагерь: если вы верите, что данный лагерь — отличное место для развития ребёнка, так же будет считать и ваш ребёнок. Если вы так не считаете, займитесь самоанализом — возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне и моему ребёнку нужен лагерь?» всё позитивное, что вы считаете по этому поводу. Например, «У моего ребёнка расширится круг общения, а это очень полезно для его развития, он научится преодолевать барьеры общения», так как ребёнок развивается, только преодолевая препятствия; «Я смогу сделать ремонт в комнате в его отсутствие». Затем выпишите свои тревоги и страхи, которые мешают принять
решение. Прочитайте записи несколько раз, а потом вернитесь к ним через несколько дней. Наверняка большинство тревог вам покажутся надуманными или преувеличенными.
Разобравшись с сомнениями и утвердившись в своём решении, вы можете перейти к подготовке ребёнка к выезду. Итак, у вас домашний («нелагерный») ребёнок. Что же делать? Как построить график его жизни таким образом, чтобы он не оказался за пределами общественной детской жизни в ДОЛ, и так, чтобы его пребывание там было интересным и комфортным ему?
Рассказывайте ребёнку, что такое детский лагерь, зачем туда ходят дети. С ребёнком младшего возраста можно совместно посмотреть и обсудить фильм «Приключения Петрова и Васечкина». Кроме позитивного настроя и рассказов из радостного и занимательного личного опыта пребывания в лагере очень важно познакомить ребёнка с лагерным режимом и правилами жизни детей в лагере. Зайдите вместе на сайт лагеря, познакомьтесь с ним через данную о нём информацию и примите совместное с ребёнком решение о поездке туда. Обсудите и даже проиграйте с ним разные моменты, с которыми он может столкнуться в новой жизненной ситуации. Конечно, такая подготовка займёт не меньше месяца, но такие затраты, несомненно, окупятся, создав для ребёнка социальный трамплин для успешного развития и отдыха.
Перед отправкой в лагерь расскажите воспитателю и вожатому о своих тревогах и о том, какие шаги по подготовке к лагерю вы предприняли. Это поможет сориентировать педагогов в ситуации вашего ребёнка и создать для него безопасное пространство. Будьте с ними в разумном контакте. Если вы постараетесь выполнить все эти условия, то ваш ребёнок прекрасно справится с изменениями в его жизни, а лагерная смена станет для него позитивной и яркой.
Типичные ошибки родителей в период адаптации ребёнка к лагерю:
коллектив. А что делать, если нет? Родителей часто одолевают такие страхи. Подчас им самим трудно отделить от себя ребёнка. Но данное испытание важно для обоих: родителям надо приучить себя больше доверять своему ребёнку и позволять приобретать собственный опыт отношений, а ребёнку стать более самостоятельным и успешным в общении. Принимая решение об отправке ребёнка в детский лагерь, родители должны понимать, что лагерь является частью той общей социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальном, физическом и социальном развитии. Кроме
того, лагерь может выступить и средой компенсации дефицитов развития ребёнка, особенно коммуникативных и социальных. Поэтому родителям стоит заранее начать подготовку ребёнка к переменам в его жизни, это позволит не только избежать возможных проблем, но и не столкнуться со многими из них в будущем.
Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский лагерь, несомненно, является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация к новой среде и её требованиям включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в том или ином лагере.
Чтобы оценить готовность ребёнка к переменам и интеграции в новую социальную группу, посоветуйтесь с психологом и пройдите с ребёнком диагностику для оценки социального риска. Если у вас домашний ребёнок, который не очень хорошо контактирует с детьми, чувствительный и тревожный, то стоит пройти у психолога специальный курс развивающих занятий. Специалист-психолог научит его устанавливать эмоциональный контакт с другими детьми и взрослыми, не бояться социальных отношений, разрешать конфликтные ситуации. Возможно, ваша персональная консультация со специалистом поможет вам стать более уверенным в отношении ребёнка и избавит вас от сомнений и тревог.
Очень важно создать у ребёнка положительный настрой на детский лагерь: если вы верите, что данный лагерь — отличное место для развития ребёнка, так же будет считать и ваш ребёнок. Если вы так не считаете, займитесь самоанализом — возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне и моему ребёнку нужен лагерь?» всё позитивное, что вы считаете по этому поводу. Например, «У моего ребёнка расширится круг общения, а это очень полезно для его развития, он научится преодолевать барьеры общения», так как ребёнок развивается, только преодолевая препятствия; «Я смогу сделать ремонт в комнате в его отсутствие». Затем выпишите свои тревоги и страхи, которые мешают принять
решение. Прочитайте записи несколько раз, а потом вернитесь к ним через несколько дней. Наверняка большинство тревог вам покажутся надуманными или преувеличенными.
Разобравшись с сомнениями и утвердившись в своём решении, вы можете перейти к подготовке ребёнка к выезду. Итак, у вас домашний («нелагерный») ребёнок. Что же делать? Как построить график его жизни таким образом, чтобы он не оказался за пределами общественной детской жизни в ДОЛ, и так, чтобы его пребывание там было интересным и комфортным ему?
Рассказывайте ребёнку, что такое детский лагерь, зачем туда ходят дети. С ребёнком младшего возраста можно совместно посмотреть и обсудить фильм «Приключения Петрова и Васечкина». Кроме позитивного настроя и рассказов из радостного и занимательного личного опыта пребывания в лагере очень важно познакомить ребёнка с лагерным режимом и правилами жизни детей в лагере. Зайдите вместе на сайт лагеря, познакомьтесь с ним через данную о нём информацию и примите совместное с ребёнком решение о поездке туда. Обсудите и даже проиграйте с ним разные моменты, с которыми он может столкнуться в новой жизненной ситуации. Конечно, такая подготовка займёт не меньше месяца, но такие затраты, несомненно, окупятся, создав для ребёнка социальный трамплин для успешного развития и отдыха.
Перед отправкой в лагерь расскажите воспитателю и вожатому о своих тревогах и о том, какие шаги по подготовке к лагерю вы предприняли. Это поможет сориентировать педагогов в ситуации вашего ребёнка и создать для него безопасное пространство. Будьте с ними в разумном контакте. Если вы постараетесь выполнить все эти условия, то ваш ребёнок прекрасно справится с изменениями в его жизни, а лагерная смена станет для него позитивной и яркой.
Типичные ошибки родителей в период адаптации ребёнка к лагерю:
- Рассказы о негативном опыте общения со сверстниками в детстве. Запугивание страшилками.
- Повышенная внутренняя готовность забрать ребёнка из лагеря на ранних сроках пребывания.
- Постоянный контроль и созвон по телефону.
- Неготовность родителей к поддержке ребёнка в самостоятельном преодолении трудностей.
- Недоверие руководству и педагогам лагеря.
Светлана Аркадьевна КОТОВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии РГПУ им. А. И. Герцена, дважды лауреат Национальной премии «Золотая психея», автор пособия «Педагогическая практика в детском оздоровительном лагере: материалы и рекомендации»