Когда вспоминаешь детский загородный лагерь, то первый портрет, всплывающий перед глазами, — лицо отрядного вожатого. Это наставник, старший друг, человек, с помощью которого ребёнок преодолел неуверенность первых дней, раскрыл свои даже неявные таланты в разных активностях, кто поддерживает в кризисную минуту и возле прощального костра стоит рядом в орлятском кругу.
Откуда в лагере появляются эти суперлюди с мегаспособностями?
Самый лучший вариант, в который много ресурсов вкладывают опытные руководители, – это своя корпоративная система воспитания и выращивание вожатых из детей, отдыхавших в лагере. Подросток сначала становится помощником вожатого, а потом, получив соответствующие документы об образовании, переходит на новую ступень профессиональной карьеры. Но так бывает только в лагерях с богатой историей и сильными традициями, как считают старожилы.
Практически в каждом городе есть школа подготовки вожатых. Это может быть школа при ресурсном центре: как, например, в Казани при РЦ «Лето», а может быть межвузовский центр подготовки вожатых, как в Челябинске, или Единый центр подготовки вожатых, как в Санкт-Петербурге. Многие руководители организуют на базе своего лагеря и с помощью своих ресурсов школу вожатых – например, Донская школа вожатых лагеря «Мир» из Ростовской области. Свои собственные школы (полноценные корпоративные центры подготовки вожатых) имеют и Артек, и Орлёнок, и Смена, и Океан.
Большой вклад в подготовку вожатских кадров вносят российские студенческие отряды. Через систему грантов на партнёрских площадках студенческие педагогические отряды открывают школы подготовки вожатых, в которых занятия для слушателей проводятся совершенно бесплатно. Но, конечно, есть условия – быть членом студенческих отрядов и потом летом обязательно отработать так называемый третий трудовой семестр в детских лагерях страны.
Ещё одна категория вожатых – это студенты-практиканты. Для тех молодых людей, которые профессионально обучаются на педагогов, в учебном плане предусмотрена обязательная летняя воспитательная или вожатская практика. Предварительно все студенты осваивают курс «Основы вожатского мастерства» и, получив по нему заветную надпись «Зачтено», выезжают на практику в лагеря, с которыми у вуза заключён договор. В небольших городах особого разнообразия в базах практики, конечно же, нет. А вот студенты вуза города-миллионника могут выбрать тот лагерь, который ему по душе. Московский педагогический государственный университет, к примеру, для своих студентов, будущих вожатых (а их примерно три тысячи человек каждое лето), даже проводит специальную «Ярмарку лагерей», на которой лагеря, расположенные от Владивостока до Калининграда, действительно рассказывают о своих условиях работы, зарплатах и прочих «плюшках» для будущих сотрудников.
В любом случае, как бы ни пришёл человек в профессию «вожатый», в дело «зажигать детские сердца», те, кто понимает, что это его призвание, – остаются с детьми на несколько лет, ну а потом, если остаются в лагере, то становятся организаторами, руководителями смен, начальниками лагерей.
О. П. Савельева, кандидат педагогических наук