Когда мы просим студентов наших курсов подготовки нарисовать вожатого, его, точно Шиву, часто изображают многоруким. И действительно, вожатому приходится в течение суток быть везде и много успевать: находиться с детьми почти 24 часа, так или иначе сопровождать все процессы жизнедеятельности ребёнка на смене, проверять чистоту в комнате, замечать грустный нос, штопать носок, вовремя бежать на планёрку для организации мероприятий на завтра…
А какие на самом деле требуются компетенции от вожатого в лагере?
Основной целью профессиональной деятельности вожатого, согласно профессиональному стандарту, является сопровождение детского коллектива в организациях отдыха детей и их оздоровления, создание условий для развития коллектива, планирование и реализация его деятельности под руководством педагогического работника. В системе образования вожатый является помощником учителя, то есть человека, имеющего педагогическое образование, в лагере его наставником может быть воспитатель, старший вожатый или руководитель педагогической службы.
Вожатый должен иметь, как минимум, основное общее образование и пройти профессиональное обучение по специальности «Вожатый» в организациях с образовательной лицензией.
Таким образом, трудовые функции вожатого определены нормативными документами, согласно которым вожатый отвечает за: создание благоприятных условий для реализации интересов и потребностей детей, поддержку их инициатив в сфере свободного времени, досуга и развлечений, организацию участия детей
в мероприятиях лагеря, организацию самоуправления в детском коллективе, соблюдение детьми техники безопасности, санитарных и противопожарных правил, дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.
в мероприятиях лагеря, организацию самоуправления в детском коллективе, соблюдение детьми техники безопасности, санитарных и противопожарных правил, дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.
Конкретные обязанности и требования варьируются в зависимости от лагеря. Но это ещё не всё. Есть ожидания родителей детей, пребывающих в лагере. Эти ожидания озвучиваются вожатому родителем в момент приёма ребёнка и в течение смены при возникновении разных ситуаций. И вот тут вопрос компетенций становится острым, а местами даже внезапным.
Давайте рассмотрим такие ожидания в свете тех профессий, которые на самом деле призваны квалифицированно выполнять следующие задачи.
Психолог
Пример реальной ситуации. Петя 10 лет, первый раз едет в лагерь. Он не до конца уверен, что ему этого хочется, решение о поездке принимали родители. Переживая за состояние мальчика, они обещают, что,
если ему не понравится в первые дни, он сможет вернуться домой сразу, как попросит.
если ему не понравится в первые дни, он сможет вернуться домой сразу, как попросит.
Петя приезжает на смену, видит новую комнату, новых ребят, новых взрослых. Ему тревожно и хочется сразу вернуться в безопасное пространство, тем более что такую возможность обещали.
После заселения в комнату Петя просит маму забрать его. Обеспокоенная мама звонит вожатому и призывает «срочно принять меры».
Что может сделать вожатый для помощи в адаптации ребёнка:
— поговорить с ребёнком и выяснить причину его желания уехать (на том уровне, на котором ребёнок её сам осознаёт);
— поддержать ребёнка в его состоянии, посочувствовать, что он оказался в такой ситуации;
— предложить ребёнку включиться в мероприятия на знакомство с отрядом, вожатыми, лагерем. Они помогают в адаптации всем участникам и чаще всего снимают первую тревогу от перемены жизненного уклада.
Что обычно не соответствует возможностям и обязанностям вожатого:
— выяснить реальную причину проблемы, если ребёнок отказывается выходить на прямой словесный контакт или не осознаёт её. Это особенно актуально для детей младшего школьного возраста;
— выявить психологическое состояние, блокирующее возможности быстрой адаптации;
— заставить ребёнка участвовать в активностях;
— соревноваться с авторитетом родителя. Ребёнок будет слушать того, кому он больше доверяет в этой ситуации, чьи советы готов принять.
Кто может помочь на самом деле:
— родитель, готовый согласовать план действий с сотрудниками лагеря и дать на это время. Угрозы забрать ребёнка не ускоряют процессы адаптации, на которую обычно уходит от трёх до семи дней (в зависимости от личностных особенностей);
— психолог лагеря или старший педагог-наставник, имеющий больший опыт, могут провести глубинную беседу. Также в их арсенале гораздо больше инструментов реагирования и включения ребёнка в деятельность.
Конфликтолог
Пример реальной ситуации. Витя, 12 лет, скромный и спокойный мальчик на вид. В его комнате собрались шумные активные сверстники, которые любят поболтать и похохотать. Через какое-то время родители Вити звонят в лагерь и требуют срочно переселить Витю в другую комнату, так как соседи не дают ему спать, обзывают и бросаются в него вещами. Свободных комнат для переселения нет. Вожатые беседуют с ребятами, но ситуация не меняется. Наконец, кто-то из мальчиков из соседней, более спокойной комнаты соглашается поменяться местами с Витей. И после нескольких дней ситуация повторяется, Витя снова недоволен соседями, которые его отвергают и уже открыто оскорбляют. Родители Вити продолжают
негодовать, ссылаясь на психологическую травму, которую наносят ребёнку. Более опытный сотрудник выясняет, что Витя поначалу включается в общение наравне со всеми, а затем начинает оскорбительно шутить и провоцировать других ребят на негативные реакции по отношению к себе. В силу возраста мальчики не всегда сдерживают свои эмоции и начинают реагировать в ответ грубостью, а жаловаться вожатому не готовы. Иногда они пытаются игнорировать Витю, что заставляет его ещё больше привлекать к себе внимание тем способом, которым он умеет.
негодовать, ссылаясь на психологическую травму, которую наносят ребёнку. Более опытный сотрудник выясняет, что Витя поначалу включается в общение наравне со всеми, а затем начинает оскорбительно шутить и провоцировать других ребят на негативные реакции по отношению к себе. В силу возраста мальчики не всегда сдерживают свои эмоции и начинают реагировать в ответ грубостью, а жаловаться вожатому не готовы. Иногда они пытаются игнорировать Витю, что заставляет его ещё больше привлекать к себе внимание тем способом, которым он умеет.
Что может сделать вожатый в рамках профилактики и решения конфликтов:
— провести запланированные мероприятия на сплочение отряда до начала и в течение конфликтного периода (такой есть всегда);
— обнаружить открытый конфликт, проявляющийся в словах или поступках, которые он наблюдает;
— обнаружить конфликт, если о нём сообщает ребёнок, другой сотрудник или родитель;
— прервать открытые оскорбления или драку, когда участники находятся в поле зрения;
— выслушать каждую сторону конфликта, предложить участникам договориться, объяснить последствия конфликта.
Что обычно не соответствует возможностям и ресурсу вожатого:
— обнаружить скрытый конфликт;
— выявить истинные причины конфликта, если дети хотят их скрыть или не осознают;
— провести профессиональную медиацию;
— полностью изолировать одного ребёнка от другого;
— гарантировать, что конфликт не возобновится;
— гарантировать, что конфликтов не будет вообще;
— наказывать участников конфликта;
— решать конфликты между ребёнком и родителем, между родителями.
Кто может помочь на самом деле
Случается, что о конфликте вожатый узнаёт от родителя, с которым ребёнок поделился эмоциями. Не стоит думать, что вожатым безразлично происходящее с детьми. Часто развитие конфликта происходит скрыто, и взрослые могут обнаружить его, когда сдерживаться ребёнку уже трудно (просьба забрать домой, подлости, слёзы, оскорбления, драки). Получив информацию, родителю важно передать её в
лагерь.
лагерь.
На месте к решению сложного конфликта может привлекаться старший вожатый или психолог.
В серьёзные конфликты с участием нескольких детей или групп может включаться и администрация детского лагеря.
Но большая часть конфликтов – это просто нормальный этап развития отношений в коллективе. Вспомните свой класс или рабочий коллектив. Не стоит бояться самого конфликта, но важно подготовить ребёнка к тому, как он может реагировать и к кому обратиться в сложной ситуации.

Врач
Пример реальной ситуации. На пятый день смены мама Ангелины после разговора с дочерью позвонила в лагерь и обвинила вожатых, что они халатно относятся к здоровью детей. По словам мамы, у девочки уже несколько дней болит горло и она немного охрипла, а вожатые не отвели её к врачу. Сама Ангелина рассказала, что она никому не говорила о больном горле, так как боялась, что её положат в изолятор. Вожатые не заметили, что девочка немного охрипла, они ещё не очень знают все нюансы детских голосов в своём отряде.
Другой пример реальной ситуации. В середине смены у Максима из старшего отряда немного ослабла проволочка на брекетах. Родители не были настроены отвозить Максима к стоматологу и потом возвращать его опять в лагерь, только если забрать его насовсем. Они предложили вожатым найти в лагере плоскогубцы и подкрутить проволочку самостоятельно.
Что может сделать вожатый для здоровьесбережения детей:
— познакомить детей с правилами гигиены, подбором одежды по погоде, техникой безопасности перед проведением тех или иных мероприятий для профилактики заболеваний и травм;
— спрашивать детей на утреннем или вечернем сборе о самочувствии (и ориентироваться на их ответ);
— заметить видимые симптомы (краснота, синяки, сильный кашель) или ситуацию получения травмы (падение) и отвести ребёнка к врачу лагеря.
Что обычно не соответствует возможностям и ресурсу вожатого:
— видеть и сопоставлять симптомы большинства болезней;
— оказывать квалифицированную медицинскую помощь;
— ставить диагнозы;
— давать лекарства и проводить манипуляции без назначения врача и согласования этого с администрацией лагеря;
— насильно одевать (и переодевать) и мыть детей.
— оказывать квалифицированную медицинскую помощь;
— ставить диагнозы;
— давать лекарства и проводить манипуляции без назначения врача и согласования этого с администрацией лагеря;
— насильно одевать (и переодевать) и мыть детей.
Кто может помочь на самом деле
На смене присутствует врач, к которому можно обратиться с жалобами на самочувствие. При этом важно понимать, что в лагере невозможна сдача анализов, постановка диагнозов и т. п. Доктор может оказать первую помощь, дать рекомендации о необходимости посещения врача в городе или госпитализации ребёнка. Лечение детей в лагере не проводится.
Диетолог
Пример реальной ситуации. Женя 13 лет проходит период возрастных гормональных изменений, она не очень комфортно себя чувствует в меняющемся теле, стесняется сверстников. По мнению родителей, Женя полновата, ей нужно похудеть. Они не дали ей с собой пакет со сладостями, а вожатых в первый день попросили ограничивать девочку в еде и следить, чтобы она занималась спортом.
Что может сделать вожатый по обеспечению питания ребёнка:
— проследить, чтобы ребёнок ел хотя бы один продукт за приём пищи;
— поговорить с ребёнком о том, почему он стал меньше есть или отказывается от еды;
— по согласованию с врачом лагеря проследить за ограничением в некоторых продуктах питания (в том числе привезённых с собой), если у ребёнка были жалобы со стороны работы ЖКТ.
— поговорить с ребёнком о том, почему он стал меньше есть или отказывается от еды;
— по согласованию с врачом лагеря проследить за ограничением в некоторых продуктах питания (в том числе привезённых с собой), если у ребёнка были жалобы со стороны работы ЖКТ.
Что обычно не соответствует возможностям и ресурсу вожатого:
— определять самостоятельно, какие продукты запрещены к употреблению при тех или иных диагнозах. Определять, содержатся ли эти продукты в готовых блюдах;
— заставлять ребёнка есть;
— ограничивать ребёнка в питании без согласования с врачом.
— заставлять ребёнка есть;
— ограничивать ребёнка в питании без согласования с врачом.
Кто может помочь на самом деле
Вопросы, связанные с питанием, довольно непросто решить. У детей разные пищевые привычки и предпочтения, а санитарные нормы вносят свои ограничения в меню. В этом случае вожатый может увидеть, что ребёнок отказывается от еды вообще, и предложить ему попробовать хотя бы одно-два блюда. Если ребёнок не хочет есть в лагере, важно подключить родителей к этой ситуации.
Если ребёнок вегетарианец, но приехал в обычный лагерь, по договоренности со столовой можно выдавать ему, например, только гарнир и салат. Но варить отдельный суп, скорее всего, не будут.
Если у ребёнка есть ограничения в питании по здоровью, это должно быть, во-первых, согласовано при покупке путёвки, а во-вторых, подробно указано в медсправке. В этом случае в некоторых лагерях могут сделать замену блюд.
Полицейский
Пример реальной ситуации. У Марка пропали дорогие новые кроссовки. Ребята из отряда ими восхищались, и Марк считает, что взял кто-то из них. Родители Марка хотят, чтобы вожатые обыскали чемоданы других детей.
Что может сделать вожатый при пропаже вещей у кого-либо из детей:
— попросить детей добровольно показать свои вещи;
— провести беседу с отрядом и попросить вернуть вещь;
— помочь ребёнку поискать вещь в тех местах, где он её использовал (часто бывает, что она не украдена, а просто где-то забыта или затерялась на своей же полке);
— повесить объявление о пропаже;
— сообщить администрации о пропаже.
— провести беседу с отрядом и попросить вернуть вещь;
— помочь ребёнку поискать вещь в тех местах, где он её использовал (часто бывает, что она не украдена, а просто где-то забыта или затерялась на своей же полке);
— повесить объявление о пропаже;
— сообщить администрации о пропаже.
Что обычно не соответствует возможностям и ресурсу вожатого:
— обыскивать других детей;
— посвятить поиску вещи всё время, пока она не будет найдена;
— если вещь всё-таки была найдена у другого ребёнка — назначать ему наказание.
— посвятить поиску вещи всё время, пока она не будет найдена;
— если вещь всё-таки была найдена у другого ребёнка — назначать ему наказание.
Кто может помочь на самом деле
Администрация лагеря, которой вожатый сообщает о пропавшей вещи, имеет возможность сообщить о ситуации в другие отряды и группы, а также подключить сотрудников к поиску на площадках лагеря.
Также в памятках для сбора в лагерь обычно не рекомендуется брать с собой дорогостоящие и ценные для ребёнка вещи, они могут не только потеряться, но и сломаться.
Волшебник
Это, конечно, шутка. Но в каждой, как мы знаем, есть доля правды.
Идея заключается в том, чтобы пропустить любое своё ожидание через фильтр реалистичности. Например, возможно ли вожатому…
— Узнать все привычки и особенности 20 детей за неделю?
— Найти ребёнку друга?
— Стать похожим на классную вожатую с прошлого года?
— Уделить ребёнку в отряде столько же внимания, сколько уделяют родители?
— Переселить детей без их согласия?
— Принудить прочитать заданные на лето книги?
— Заставить детей уважать друг друга?
Такой фильтр точно поможет избежать неоправданных ожиданий и связанных с ними негативных эмоций.
Идея заключается в том, чтобы пропустить любое своё ожидание через фильтр реалистичности. Например, возможно ли вожатому…
— Узнать все привычки и особенности 20 детей за неделю?
— Найти ребёнку друга?
— Стать похожим на классную вожатую с прошлого года?
— Уделить ребёнку в отряде столько же внимания, сколько уделяют родители?
— Переселить детей без их согласия?
— Принудить прочитать заданные на лето книги?
— Заставить детей уважать друг друга?
Такой фильтр точно поможет избежать неоправданных ожиданий и связанных с ними негативных эмоций.
Что в итоге?
Вожатые должны выполнять как минимум необходимый для безопасного и комфортного пребывания ребёнка в лагере набор задач. Но этот минимальный набор – вообще не маленький. Поэтому любые дополнительные индивидуальные требования повышают нагрузку вожатого, который, как мы все понимаем, имеет не совсем стандартный график работы.
Кажется важным дать ему время и возможность выполнять свои прямые задачи качественно и не настаивать на привлечении тех навыков и умений, которыми он просто не владеет. Иногда это может быть и небезопасно.
Конечно, в лагерях есть опытные вожатые, которые обладают компетенциями гораздо более широкого спектра благодаря своему опыту или основному образованию, но это не должно формировать общих ожиданий от всех вожатых.
При этом родитель при выборе лагеря точно может обратить внимание на то:
- как проходит отбор вожатых в лагерь;
- как проводится обучение вожатых, имеют ли они нужный уровень образования;
- кто курирует вожатых, есть ли в лагере воспитатели, наставники, сколько работает педагогов;
- как регламентируется и контролируется работа вожатого, сколько отдано на его самостоятельную работу;
- какие ещё службы и дополнительные сервисы есть в лагере и к кому можно обратиться за помощью в решении ситуации.
Это поможет понять, достаточно ли у лагеря ресурсов, чтобы обеспечить потребности конкретного ребёнка. Да что уж там скрывать, и родителя тоже.
Алёна Андреевна ФЁДОРОВА, руководитель Единого центра подготовки вожатых, методист СПб ГБУ ЦОО «Молодёжный», Санкт-Петербург