Экологическое воспитание помогает детям понять, что их действия напрямую влияют на мир вокруг и помогает подрастающему поколению стать более ответственными и активными гражданами, которые могут внести свой вклад в борьбу с изменением климата и сохранением природы.
Экологические мероприятия – акции, игры, выставки, проекты — все направлены на формирование у детей экологической культуры.
Важность и необходимость формирования у детей, да и у взрослых, экологической культуры обусловлены глобальными экологическими проблемами, которые стоят перед человечеством и которые невозможно решить без сформированной экологической ответственности. Экологическое воспитание – это серьёзный и непрерывный процесс, который логично продолжается и в летнем лагере.
В этом процессе важно, чтобы у детей:
- развивались и пополнялись знания об окружающей среде и взаимоотношениях общества и природы (педагоги и вожатые это делают через деловые или сюжетно-ролевые игры, конференции, беседы, викторины);
- развивалось творческое мышление, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (это достигается через опыты, беседы, наблюдения, исследовательские проекты);
- формировались навыки практических приёмов решения экологических проблем разного уровня (тут в помощь вожатым и педагогам-организаторам лагеря просветительские акции, раздельный сбор мусора, уборкатерритории, экономия ресурсов и др.).
В детском лагере чаще всего вожатый своим примером, беседами, через игровые формы доносит до детей информацию, что результаты человеческой деятельности зависят от самого человека, его знаний, умения предвидеть эти результаты и последствия.
В зависимости от возраста детей выбираются формы работы, актуализирующие их имеющийся опыт и знания. В частности, такие.
- Принятый свод экологических правил в отряде и в целом в лагере. Например, самый распространённый — это закон зелени. «Прекрасен лагеря зелёный наряд// Ты ветки не трогай, цветам будь как брат». «Красота, здоровье природы – в руках человека. Разрушить проще, чем сделать. Берегите природу, охраняйте её» и другие.
- Соблюдение правил экономии ресурсов – чистой воды,электроэнергии.
- Привычка минимизации использования пластика (например, замена пластиковых одноразовых стаканов на бумажные, индивидуальные кружки или питьевые бутылочки).
- Раздельный сбор мусора (при возможностях лагеря). Объяснение принципа сортировки мусора на категории: бумага, стекло, металл, пластик, пищевые отходы.
- Акция «Сдай батарейку – спаси ёжика!» (сбор использованных батареек для дальнейшей утилизации).
- Акция «Крышечки в обмен на жизнь!» (сбор крышек от пластиковых бутылок и передача их в пункты сбора для дальнейшей переработки).
- Прогулки и экскурсии по территории лагеря, на которых вожатый может познакомить детей с растениями (с видами трав, кустарников, деревьев), природными объектами – горы, холмы, реки, овраги, поля, с насекомыми, животными в их естественной среде.
- Ведение дневника погоды (хорошо подходит для детей младшего школьного возраста), обучение приёмам определения температуры воздуха, облачности, типов облаков, направления ветра (при наличии метеорологической станции в лагере).
- Беседы об особенностях природы родного края.
- Уборка территории «Шишко-бум» (сбор природного мусора, сбор мусора, сбор шишек и соревнование между отрядами, кто больше собрал шишек).
- Организация трудового отряда, который ухаживает за цветами на клумбах или животными в живом уголке лагеря.
- Акции, демонстрирующие преимущества бережного отношения к природе, воде, электричеству, которые учат ребят минимизировать или ликвидировать вред, наносимый природе.
- Конкурс рисунков, плакатов, инсценировок на экологическую тематику.
- Встречи и беседы с экспертами в области экологии, охраны окружающей среды, учёными, эко-волонтёрами в форматах «100 вопросов к взрослому» или «Классные встречи».
Лето в лагере – это прекрасное время, чтобы сформировать у детей правильные экологические привычки. И даже можно присоединиться к Всероссийскому экологическому движению «Экосистема» и даже принять участие в огромном количестве разных полезных активностей и конкурсов.
Аделина Артёмовна ДЕРЮШЕВА, методист ДООЦ «Уральские зори», руководитель всероссийского проекта РСО «Студенческий педагогический отряд "ЗАРЯ", г. Магнитогорск, Челябинская область