Лагерь.ru - журнал для родителей

Шишко-бум

чему учит лагерь
Экологическое воспитание помогает детям понять, что их действия напрямую влияют на мир вокруг и помогает подрастающему поколению стать более ответственными и активными гражданами, которые могут внести свой вклад в борьбу с изменением климата и сохранением природы.
Экологические мероприятия – акции, игры, выставки, проекты — все направлены на формирование у детей экологической культуры.
Важность и необходимость формирования у детей, да и у взрослых, экологической культуры обусловлены глобальными экологическими проблемами, которые стоят перед человечеством и которые невозможно решить без сформированной экологической ответственности. Экологическое воспитание – это серьёзный и непрерывный процесс, который логично продолжается и в летнем лагере.
В этом процессе важно, чтобы у детей:

  • развивались и пополнялись знания об окружающей среде и взаимоотношениях общества и природы (педагоги и вожатые это делают через деловые или сюжетно-ролевые игры, конференции, беседы, викторины);
  • развивалось творческое мышление, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (это достигается через опыты, беседы, наблюдения, исследовательские проекты);
  • формировались навыки практических приёмов решения экологических проблем разного уровня (тут в помощь вожатым и педагогам-организаторам лагеря просветительские акции, раздельный сбор мусора, уборкатерритории, экономия ресурсов и др.).
В детском лагере чаще всего вожатый своим примером, беседами, через игровые формы доносит до детей информацию, что результаты человеческой деятельности зависят от самого человека, его знаний, умения предвидеть эти результаты и последствия.
В зависимости от возраста детей выбираются формы работы, актуализирующие их имеющийся опыт и знания. В частности, такие.
  1. Принятый свод экологических правил в отряде и в целом в лагере. Например, самый распространённый — это закон зелени. «Прекрасен лагеря зелёный наряд// Ты ветки не трогай, цветам будь как брат». «Красота, здоровье природы – в руках человека. Разрушить проще, чем сделать. Берегите природу, охраняйте её» и другие.
  2. Соблюдение правил экономии ресурсов – чистой воды,электроэнергии.
  3. Привычка минимизации использования пластика (например, замена пластиковых одноразовых стаканов на бумажные, индивидуальные кружки или питьевые бутылочки).
  4. Раздельный сбор мусора (при возможностях лагеря). Объяснение принципа сортировки мусора на категории: бумага, стекло, металл, пластик, пищевые отходы.
  5. Акция «Сдай батарейку – спаси ёжика!» (сбор использованных батареек для дальнейшей утилизации).
  6. Акция «Крышечки в обмен на жизнь!» (сбор крышек от пластиковых бутылок и передача их в пункты сбора для дальнейшей переработки).
  7. Прогулки и экскурсии по территории лагеря, на которых вожатый может познакомить детей с растениями (с видами трав, кустарников, деревьев), природными объектами – горы, холмы, реки, овраги, поля, с насекомыми, животными в их естественной среде.
  8. Ведение дневника погоды (хорошо подходит для детей младшего школьного возраста), обучение приёмам определения температуры воздуха, облачности, типов облаков, направления ветра (при наличии метеорологической станции в лагере).
  9. Беседы об особенностях природы родного края.
  10. Уборка территории «Шишко-бум» (сбор природного мусора, сбор мусора, сбор шишек и соревнование между отрядами, кто больше собрал шишек).
  11. Организация трудового отряда, который ухаживает за цветами на клумбах или животными в живом уголке лагеря.
  12. Акции, демонстрирующие преимущества бережного отношения к природе, воде, электричеству, которые учат ребят минимизировать или ликвидировать вред, наносимый природе.
  13. Конкурс рисунков, плакатов, инсценировок на экологическую тематику.
  14. Встречи и беседы с экспертами в области экологии, охраны окружающей среды, учёными, эко-волонтёрами в форматах «100 вопросов к взрослому» или «Классные встречи».
Лето в лагере – это прекрасное время, чтобы сформировать у детей правильные экологические привычки. И даже можно присоединиться к Всероссийскому экологическому движению «Экосистема» и даже принять участие в огромном количестве разных полезных активностей и конкурсов.
Аделина Артёмовна ДЕРЮШЕВА, методист ДООЦ «Уральские зори», руководитель всероссийского проекта РСО «Студенческий педагогический отряд "ЗАРЯ", г. Магнитогорск, Челябинская область