Лагерь.ru - журнал для родителей

Зачем человеку каникулы

Нет на свете таких родителей, которые не желали бы самого лучшего для своего ребёнка. Когда мы рассуждаем о будущем детей, то неизменно хотим, чтобы они стали счастливыми, образованными, успешными людьми. Для этого современные родители выбирают, куда повезти отдыхать, в какую школу отдать, на какую секцию повести, к какому педагогу стоит отправить своего ребёнка.
Детский лагерь давно уже не является очевидным приоритетом современных родителей при выборе места отдыха для своих детей. Тому есть несколько причин: и достаточно высокая цена путёвок («да лучше мы в Турцию за эти деньги съездим»), и отсутствие такого опыта у молодых родителей, выросших в девяностые годы, которые сами никогда не бывали в детских лагерях и не понимают, зачем куда-то в принципе отправлять ребёнка, если «бабушка всё лето живёт на даче и там ребёнку будет гораздо лучше». Некоторые родители, сами никогда не бывавшие в лагере, боятся отпускать детей «куда-то, где ребёнок может научиться чему-то плохому». Тем не менее опыт последних двух лет, когда действовала национальная программа туристического и детского кэшбека, показал, что лагеря заполнены и достать путёвку достаточно тяжело. Опытные организаторы детского отдыха понимают, что зачастую мотивы, которыми руководствуются родители, находятся в бытовой плоскости: «чтобы без дела в городе не болтался», «пусть оздоравливается на свежем воздухе», «мы на работе, а там хоть питаться будет по режиму, а не весь день в телефоне лежать». И детский лагерь воспринимается как вынужденная мера, как учреждение ухода и присмотра, куда «приходится сдавать детей», потому что в дни школьных каникул детей больше нечем занять и некому за ними проследить.
Проработав в лагере более 30 лет и наблюдая, насколько важен детский оздоровительный лагерь для ребёнка, хочется снова и снова доказывать, что одна смена может дать ребёнку больше, чем девять месяцев за партой. Безусловно, и оздоровление, и профилактика гаджетозависимости, и полноценное питание и свежий воздух – это очень важно. Но давайте попробуем разобраться, какие неочевидные плюсы есть в поездке ребёнка в детский лагерь.
1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Поколение городских детей, выросших в мегамоллах и не знакомых с другими институтами социализации, кроме школьного класса, кружка или секции, даже представить себе не могут, как росли их родители, бабушки и дедушки. Давно канул в лету главный институт социализации городских детей XX века «ДВОР». Привычная для прошлых поколений фраза «пойду во дворе погуляю» сейчас употребляется редко, а если дети и выходят на улицу, то чаще сидят на скамейках, разговаривая и показывая что-то друг другу в гаджетах, но никак не бегая и не играя. Самостоятельные и стихийно организованные детьми игры во дворе – это сейчас большая редкость. Детский лагерь даёт в этом смысле очень многое – и опыт общения, который ребёнок получает в новом для него коллективе, и игры, и события, и приключения, которые происходят здесь и сейчас. Попадая в лагерь, каждый человек может прожить смену без «эффекта ореола», так психологи называют сложившиеся стереотипы, которые окружают каждого из нас. Если, например, в классе подросток зарекомендовал себя как тихий троечник, никому и в голову не придёт предложить ему вести концерт или возглавить орган школьного самоуправления. Приезжая в лагерь, всё становится иначе – каждый может попробовать себя в разных видах деятельности, выбрать себе дело по душе, попробовать себя в разных ролях, а не только в той, к которой все привыкли в школе. При этом вожатые, находящиеся 24/7 с детьми, руководят процессом комфортного и благоприятного взаимодействия детей в коллективе. Если перед школьными педагогами не стоят задачи по отслеживанию того, как происходит процесс общения детей на переменах или в чатах соцсетей после уроков, то вожатые в детском оздоровительном лагере главной своей целью видят создание здорового детского коллектива, где каждый принимает и уважает каждого.
2. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Современный детский лагерь не представляется без широко развитой системы дополнительного образования. Оно, как правило, реализовано в разнообразных формах объединений по интересам: кружках, секциях, музыкальных коллективах, лабораториях, клубах, профильных сменах и т.п. Естественно, педагоги в детских лагерях понимают, что кратковременность пребывания детей на смене, которая может составлять в летний период от одной до трёх недель, не позволяет дать глубокие знания, умения и навыки, в отличие от того объёма знаний, умений и навыков, которые ребёнок может получить в течение учебного года в школьном кружке или секции. Перед педагогом дополнительного образования детского лагеря стоит другая задача – создать мотивационное поле, в котором можно показать ребёнку, насколько успешен он может быть в том или ином виде деятельности. Например, невозможно выучить язык за одну смену даже в самом лучшем лингвистическом лагере. Можно успеть разучить несколько песен и расширить словарный запас на 100—300 слов. Но при этом каждый ребёнок, попав в такую среду, где знать язык модно и престижно, где взрослые свободно разговаривают на языке и стимулируют детей к использованию большого количества иностранных слов и выражений, возвращаясь в город, с бóльшим желанием начинают серьёзно заниматься новым видом деятельности.
3. РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Сенситивный период для развития самостоятельности, под которой мы понимаем не только способность к самообслуживанию, но и умение принимать на себя ответственность за свои поступки, находится в диапазоне от 7 до 9 лет. Именно в этом возрасте родителям важно попытаться приобрести опыт сепарации, дать возможность ребёнку пожить какое-то время без их опеки. Приведём такой пример: сенситивный период для обучения чтению также находится в диапазоне от 7 до 8 лет. Да, можно научить читать человека и в 20, и в 30, и в 50 лет, но процесс обучения будет проходить гораздо сложнее. Также и с самостоятельностью. Можно заправлять за ребёнка кровать до старших классов, а потом потребовать делать это самостоятельно, но, как говорится в пословице: «ишак, простоявший в тени, на солнце работать не будет». Старшим подросткам достаточно сложно будет объяснить, что вот отныне такие-то и такие-то действия будут их зоной ответственности, если до этого никакие требования не предъявлялись. Умение поддерживать свойственное возрасту физическое, санитарно-гигиеническое состояние в предлагаемых условиях, умение действовать на основе самостоятельных решений, умение продуктивно выполнять какую-либо работу – важный навык, который ребёнок приобретает именно в лагере.
4. СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
В лагере дети получают уроки нравственности, они учатся сопереживанию и пониманию другого человека, учатся прислушиваться к другим ребятам и находить то, что объединяет, а не разъединяет людей. Учатся отличать добро от зла, искренность от фальши. В своей замечательной статье «Социальное воспитание в детском оздоровительном лагере» доктор педагогических наук Т. А. Ромм перечисляет основные средства социального воспитания в детских лагерях и отмечает: «Особую роль в решении задач социального воспитания в детском оздоровительном лагере приобретают традиции, которые находят своё выражение в прямых и косвенных формах: девизы, лозунги, заповеди, кодексы, летописи, символы, ритуалы, церемонии, программные документы, форма. Всё это формирует быт детского оздоровительного лагеря, который является достаточно информативным каналом передачи социального опыта. Таким образом, оздоровительный лагерь создаёт систему средств и мер, обеспечивающих самореализацию детей и подростков в различных видах деятельности по развитию социальной компетентности, социальной активности, социальной инициативности, социальному самоопределению, выступая институтом социального воспитания».
5. ФЕЛИКСОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Феликсология воспитания – это научно-педагогическое направление воспитательной работы, разрабатывающее содержательную характеристику воспитания, которая обеспечивает способность ребёнка быть счастливым. По мнению профессора педагогики Н. Е. Щурковой, феликсологическое воспитание – это провозглашение необходимости содействовать счастью ребёнка в его реальной жизни и учить ребёнка быть счастливым. Феликсологический (от лат. felix – счастливый; несущий, приносящий счастье) мотив присутствует в разработке программ деятельности практически всех детских лагерей. Конечно, нам приходится гораздо проще, чем школьным педагогам, нам не нужно успевать выдать конкретный материал за отведённый промежуток времени и оценить, насколько ребёнок усвоил его. Мы можем радоваться любым проявлениям творчества ребёнка. Слепил Саша ёжика – «молодец», вышла Лена на сцену – «умница». В детских лагерях создание ситуации успеха, педагогическое авансирование, похвала – это важные инструменты, владению которыми обучают всех сотрудников. В своей «Педагогической поэме» А. С. Макаренко пишет: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». Попав в детский лагерь, ребёнок учится самостоятельно преобразовывать мир вокруг себя и делиться счастьем с другими. Ну и, конечно, лагерь – это место, где царит игра, где обитают необыкновенные взрослые, готовые и способные играть с детьми и для детей. Как не полюбить чудесное место, где сказки и легенды становятся реальностью, а приключения ждут ребят каждый день! Можно перечислить ещё сотню очевидных и неочевидных причин для покупки путёвки в детский лагерь, но лучше один раз увидеть счастливые глаза ребёнка и самостоятельно убедиться в том, что мы, организаторы детского отдыха, не зря целый год готовились, чтобы сотворить для наших детей ЛУЧШИЕ ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ.
Анна Юрьевна БАЙКАЛОВА, исполнительный директор содружества лагерей «Синяя птица», директор компании «B2CAMP», г. Новосибирск