Одним из выборов, которые приходится делать родителям перед тем, как отправить ребёнка в летний лагерь, является выбор педагогической программы (направленности) лагеря. Если простым языком, то что в этом лагере будет делать их ребёнок и чему он там научится.
Кого-то устраивает анимационная составляющая — лишь бы ребёнку было весело, он не грустил и чем-то был занят. Если ребёнок занимается спортом и есть возможность отправить его в спортивный лагерь, то он едет в спортивный лагерь. Кому-то нужна продуктивно-образовательная деятельность, и ребёнок сможет не только отдохнуть, но и удовлетворить свои образовательные потребности. Кто-то танцует и едет со своим коллективом в лагерь интенсивно готовиться к фестивалям и конкурсам. Ну а кто-то выбирает лагерь, в котором одним из блоков программы является туристский поход. Или сам лагерь является полевым туристским лагерем. Поговорим о том, выбирать или не выбирать лагерь с туристской образовательной составляющей, на что стоит обращать внимание родителям как в части выбора лагеря, так и в части подготовки к нему.
Начнем с мотивов, которые движут родителями, желающими отправить ребёнка в туристский лагерь.
Оставим в стороне ситуации, когда ребёнок занимается в детском туристском объединении, ему это нравится, а рюкзак, котелок, фонарик для него — лучшие друзья и он отправляется в туристский лагерь со своим коллективом. Или же это ребёнок, который бредит походами, выживанием, преодолением препятствий в природной среде, но заниматься систематически в детском объединении возможности у него нет, при этом у него есть внутренняя готовность и понимание того, куда и зачем он едет.

Рассмотрим ситуацию, когда родители решают, что их обычному городскому ребёнку стоит побывать в походе, потому что они знают (на своём опыте или слышали об этом), что поход может многому научить подростка в части формирования у него самостоятельности, ответственности, коммуникативных навыков и самообслуживания, навыков преодоления походных трудностей, ну и, конечно же, чтобы хотя бы в туристском лагере ребёнок пожил без гаджетов, а по возвращении из такого лагеря стал взрослее.
Действительно, участие ребёнка в походах, соревнованиях, слётах способствует формированию черт и способностей взрослого человека, но необходимо обратить внимание родителей на некоторые детали для избежания негативного результата от погружения в туризм.
Как-то один мой знакомый, исходя из представленных выше мотивов, отправил свою дочь с нашей группой юных туристов в полевой походный лагерь. Девочка прежде не имела представления о том, что такое походный туризм, что такое жить в палатке, умываться в речке, готовить еду на костре и в целом в такой среде существовать. Каких-то ситуаций, чтобы эту девочку обижали, не было (детей 25 человек, и все перед глазами педагога). Но на протяжении всего лагеря эта бедная девочка всю эту походную жизнь и все наши занятия терпела, не получая от всего этого радости, а вечерами звонила родителям и буквально по полчаса рыдала в телефон о том, как ей тяжело. Надо отдать должное родителям, что они, зная свою дочь, не звонили педагогу, ничего не выясняли и «спасти» свою дочь не торопились. Конечно, весь этот лагерь, продолжительность которого 12 дней, был для девочки стрессом. Это был осознанный выбор родителей, на который они пошли, потому что видели, что в обыденной жизни с ребёнком происходит не совсем то, чего бы они хотели. Они очень надеялись, что в ситуации походной жизни, позитивного детского коллектива, под руководством грамотного педагога у их ребёнка произойдут какие-то изменения. Здесь есть также важный момент – родители со мной, руководителем этого туристского мероприятия, были лично знакомы и мне доверяли. Но чуда не случилось. Все наши честные попытки включать девочку в жизнеобеспечение лагеря, в наши туристские занятия, в вечерние посиделки у костра не помогли. У нас не получилось показать этому ребёнку, что можно жить по-другому, не так, как она привыкла, и что такая жизнь очень даже неплоха и в ней есть своя прелесть. Девочка эту экспедицию просто терпела и не больше – раз родители послали, куда деваться. Было очевидным, что готовности ребёнка к полевым условиям нет, навыка палаточной жизни нет, какого-то желания столкнуться с чем-то новым для себя нет, и руководитель группы (вожатый, командир отряда) получает проблему. А сам ребёнок оказывается в ситуации стресса, который может сработать на то, что в сознании у ребёнка фиксируется: всё, что связано с походными условиями, – это ужас и надо всячески стараться этого избегать. В дальнейшем переломить эту установку будет очень сложно.
Поэтому важно отдавать себе отчёт в том, насколько желания родителей соответствуют психологической готовности ребёнка к подобному испытанию.
Теперь несколько слов о сформированности навыков самообслуживания. Это очень важный вопрос. Походные условия предполагают, что ребёнок должен уметь следить за собой, своей одеждой, понимать, какая одежда соответствует конкретной ситуации (например, чтобы не прозевать момент, когда нужно надеть тёплую толстовку или куртку, потому что иначе риск получить больное горло или насморк), он должен уметь мыть посуду руками и не морщиться от жирных стенок варочного котла, который ему необходимо вымыть, должен уметь обходиться без унитаза, уметь в условиях природной среды соблюдать гигиену, обходясь минимумом; если нет возможности утилизации влажных салфеток, в походных условиях их лучше не использовать — влажные салфетки изготовлены из синтетического материала и оставленные на земле после использования, они не разлагаются и годами эти белые лоскутки украшают места остановок туристов. Поэтому убедительная просьба в походе использовать обычную туалетную бумагу. Если ребёнок всего этого не умеет, то радости от похода он тоже не получит.

Если лагерь в своей программе предполагает активное перемещение туристов по маршруту пешком или на средствах сплава, а зимой на лыжах, то здесь важна физическая готовность участника этого похода. Если это несложная водная экспедиция, где участники сплавляются на туристских судах, то физическая подготовка и волевые навыки в этом случае могут быть не столь актуальны. А вот если это поход пешеходный и участники несут рюкзаки на своих плечах, то здесь имеет значение, насколько юный турист готов этот рюкзак нести. Если ребёнок слаб, то переноска по маршруту даже на небольшие расстояния нетяжёлого рюкзака, в котором кроме спального мешка и личных вещей, тарелки с кружкой и ложкой ничего нет, будет для него серьёзным испытанием. А ведь есть ещё общественное снаряжение (палатки,
котелки, тент, топоры, пила и пр.), есть продукты, их же тоже кто-то должен нести. Поэтому важно родителям в период подготовки к такому лагерю выяснить, какие испытания предстоят, и решить для себя, насколько ребёнок к ним готов.
котелки, тент, топоры, пила и пр.), есть продукты, их же тоже кто-то должен нести. Поэтому важно родителям в период подготовки к такому лагерю выяснить, какие испытания предстоят, и решить для себя, насколько ребёнок к ним готов.
Главное отличие туристского похода или походного лагеря от обычного стационарного в том, что обеспечение жизнедеятельности в полном объёме зависит от действий руководителя и участников. В обычном лагере каждый знает, в каком корпусе он живёт, на какой кровати спит, где находятся столовая и туалет. Всё это сделано без участия самого ребёнка. В походных условиях необходимо самим ставить палатки, устанавливать тент, готовить место для костра, собирать в лесу дрова для костра (ломать сучья, пилить крупный сухостой на чурки, колоть эти чурки, укладывать поленницу и пр.), готовить еду на костре — в общем, выполнять множество вполне взрослых задач, с которыми в условиях стационарного оздоровительного лагеря дети не сталкиваются. Организует и отвечает за этот процесс, как правило, руководитель. В стабильных детских туристских группах (объединения дополнительного образования, школьные кружки и пр.), которые существуют годами, ребята с полуслова понимают своего руководителя и друг друга, они плечом к плечу прошли множество походов, и в такой ситуации вопросы обеспечения жизнедеятельности решаются сравнительно легко: каждый знает, что здесь и сейчас ему нужно делать. А вот во временных детских коллективах, где прежде не знакомые друг с другом ребята собраны в коллектив на период смены или похода, в коммуникации «взрослый — ребёнок» могут возникать трудности в принятии этого взрослого как руководителя — человека, который единолично управляет походным процессом. И возможны случаи, когда ребёнок, чьё воспитание происходило в детоцентристской парадигме (реалии современного воспитания), в тот момент, когда все ребята собирают дрова, вдруг может решить, что эту работу ему выполнять не обязательно и вообще-то он сам определяет, что ему нужно делать здесь и сейчас («а вообще-то родители заплатили, он здесь клиент и его должны обслуживать»). Тем самым такой юный турист ставит себя в противоположность всей группе. Какое отношение других ребят он к себе получает? А в какой ситуации оказывается руководитель, что он должен такому ребёнку сказать? Наверное, он ему что-то скажет. Но, скорее всего, сказанное ребёнку не понравится и едва ли замотивирует. Поэтому важно понимать, что руководитель не маг и чародей педагогики, который как-то поколдует и своевольный ребёнок сразу станет послушным. Это обычный педагог, вероятнее всего, достаточно молодой. В связи с этим важно объяснять детям, что руководитель в походе не только ведёт группу и конкретного ребёнка по маршруту, он несёт ответственность за жизнь и здоровье участников, а от того, насколько участники включены в сам процесс похода, насколько адекватно они реагируют на его указания и просьбы, зависит результат туристского мероприятия — пройдёт ли группа маршрут полностью, или она с маршрута снимется, либо группу придётся эвакуировать. Важно объяснять, что своеволие в условиях похода неуместно, что оно может стать причиной травм, а то и чрезвычайных ситуаций.

…В начале прошедшего лета мы отправились проводить свой походный лагерь. В этот раз в группе была всего одна девочка Полина, только-только окончившая четвёртый класс. В лагерь Полина поехала в жёлтой футболочке и шортах. В первые дни лета комаров ещё немного, клещей по местонахождению
нашего лагеря нет, температура воздуха уже весьма летняя, поэтому Полина большую часть времени проводила в этом костюме, уж очень он ей нравился. Нет, конечно, когда надо было заниматься с верёвками и специальным туристским снаряжением, Полина надевала одежду, чтобы локти и колени были
закрыты (а по-другому нельзя, техника безопасности), но после снова мы видели мелькание жёлтого человечка.
нашего лагеря нет, температура воздуха уже весьма летняя, поэтому Полина большую часть времени проводила в этом костюме, уж очень он ей нравился. Нет, конечно, когда надо было заниматься с верёвками и специальным туристским снаряжением, Полина надевала одежду, чтобы локти и колени были
закрыты (а по-другому нельзя, техника безопасности), но после снова мы видели мелькание жёлтого человечка.
Всегда позитивная, всегда неунывающая, всегда с улыбкой на лице. Просто удовольствие общаться с такими детьми. Нет девчонок? Да и ладно, с пацанами тоже нормально. В общем, к завершению нашего лагеря жёлтый цвет Полининого костюма стал жёлто-серым, и это её совершенно не расстраивало. Это девочка, которая находится в потоке, которой хорошо там, где она есть.
В конце лета собираемся в водный поход-сплав — Полина в первых рядах. Там и сил-то в руках не хватает, и рюкзак ей к поезду мама принесла с репликой «Полина не донесёт!», на что я её успокоил, что нести особо и не придётся, что с поезда сразу выходим на реку. Поэтому на сплаве гребла Полина, как могла, и неважно, какая была погода, на лице у неё всегда была улыбка счастливого ребёнка.
Хотелось бы, чтобы мы совпадали: наши желания, выборы и возможности, и в результате были счастливы и педагогический коллектив, и дети!
Дмитрий Вячеславович ВЕРИН-ГАЛИЦКИЙ, педагог дополнительного образования туристско-краеведческой направленности МБОУ СОШ № 32 г. Хабаровска, руководитель городского методического объединения педагогов туристско-краеведческой направленности
